Нравственный Человек анализ стихотворения

В стихотворении "Нравственный человек" герой считает себя человеком с высокой моралью: Живя согласно с строгою моралью, Я никому не делал в жизни зла. Но его "высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого •человека. Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с "высокой моралью". Но в чем же мораль его, и почему герой назван "нравственным человеком"? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм. В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова "проза" и "поэзия" в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди.. . ", "Я не люблю иронии твоей.. . ", "Да, наша жизнь текла мятежно.. . " Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни. То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях "Поэт и гражданин" и "Элегия". В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей. Эта мысль продолжается в "Элегии". Поэзия, не должна забывать "тему старую страдания народа". Всякий человек, не будучи поэтом, "гражданином быть обязан". В поэте Некрасов видит "избранника неба". Поэтому он призывает его: Не верь, что вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей. . .И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений "чувству всеобнимающей любви". Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении "На смерть Шевченко" Некрасов называет "русской земли человеком замечательным", "все он изведал.. . ". Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет "семьей великой, вольной, новой". А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых "сокровища" душевной красоты совмещены. . ."благодатно". Поэтому "свои труды, надежды, помышления" они отдали родине, которую "как женщину" любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу: Природа-мать, когда б таких людей Ты иногда не посылала б миру, Заглохла б нива жизни. . .Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.