Совет анализ стихотворения

Юношеское стихотворение Лермонтова, написано в 1830 году. Впервые опубликовано в 1889 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова.

Стихотворение «Совет», было написано под влиянием стихотворения А. С. Пушкина - «Если жизнь тебя обманет».

Это произведение наполнено оптимистичными нотами, поэтому так привлекает внимание читателя.

 Поэт пытается донести простую мысль, что каждая неудача в жизни всегда принесет в итоге что-то положительное. Он говорит, что уныние – не выход. Всегда стоит верить в лучшее и надеяться на позитивный исход.

Текст стихотворения Лермонтова “Совет” мотивирует на свершения, заставляет забыть о грусти и вспомнить о надежде. Поэтому его нужно учить на уроках литературы в старших классах. 

Можете попробовать составить анализ самостоятельно. План ниже.

Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется - 
Улыбнись и разгрустись. 
Дев измены молодые
И неверный путь честей
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей? 

Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Нектар пей часов веселых;
А печаль сама придет.
И, людей не презирая,
Не берись учить других;
Лучшим быть не вображая,
Скоро ты полюбишь их. 

Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить...
Беден! кто, судьбы в ненастье
Все надежды испытав,
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв.

1) Напишите пару слов о личности автора стихотворения, доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

2) Определите жанр (эпитафия - посмертное, эпиграмма - сатирический портрет, элегия - грустное стихотворение чаще всего о любви, послание, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет, ода, лирическое стихотворение и т.д.) или выделите ведущую тему стихотворения: (любовная лирика - стихотворение о любви и чувствах. Пейзаж - описывается красота природы. Философия - автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия, Общественно-политическая - стихотворение посвящено социально значимым проблемам и.т.д.).

Сюжет - В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета - автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения, для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

3) После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

А) Выявим организацию поэтической речи. "Размер стихотворения": 
Ямб 4х стопный (_ _' / _ _' / _ _' /_ _' - ударение на каждом втором слоге)
Хорей 3х стопный ('_ _ / '_ _ / '_ _)
Дактиль ('_ _ _ )
Амфибрахий (_ _' _)
Анапест (_ _ _') и т.д. 
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Б) Определим какую рифму использовал автор:
- абаб - перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки)
- аабб - парная (рифмуются 2 строки подряд)
- абба - кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я)

В) Проведем анализ лексики. Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
эпитеты - художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
ирония - скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
метафора - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
олицетворение - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
сравнение - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Г) Проведем анализ синтаксиса. Выявим специальные синтаксические средства - стилистические фигуры:
повторение
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен додумать ее сам.
риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
риторическое обращение - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Д) Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
ассонанс - повторение гласных звуков;
анафора - единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
эпифора - противоположность анафоры - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

4) В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом