Я помню чудное мгновенье Анализ стихотворения

Стихотворение посвящено А. П. Керн, племяннице П. А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным.
1.Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения.
2.Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…» .
3.Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
4.Определение идеи.
5.Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
6.Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
7.Характеристика образов.
8.Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» , воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») , говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье») , возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина.
9.Анализ картины и ситуаций, вызывающих переживания.
10.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный» , рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный» , «вдохновенья – заточенья») , но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.
11.Анализ языка. Синтаксис (повторения, параллелизм, перекос, инверсия, умолчание, риторические вопросы. ) Ясность и легкость текста Пушкина зависит от сложного переплетения нескольких синтаксических фигур, из которых сплетается синтаксическая ткань: прямой и обратный порядок слов, генитивные обороты, пре- и постпозицию эпитетов и анафорические чередования.
12.Анализ фонетики. (звукопись). - глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками. Напевность, плавность тона достигается в стихотворении за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е) :
В томленьях грусти безнадежной…
Тут не одно воспоминанье…
Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною